ДОСТУПНЫЕ ТРИ ПОЛОСЫ
ПЕРВОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ ДИНАМИКОВ
Итак, у меня в руках оказались динамики для трёхполосных систем – мидбасовые Kicx W165.5, среднечастотные Kicx MD70.3 и две модели твитеров – Kicx T-26 и Kicx SC-40. Все компоненты предлагаются раздельно и по весьма привлекательным ценам – суммарно цена всего комплекта на момент теста получается около 12 тысяч рублей.
Для начала – мидбасовые динамики.
Первое внимание привлекают диффузоры. Они выполнены из непрессованной целлюлозы с хлопковым волокном, что для 6,5-дюймового калибра вообще-то не слишком типично. Достаточно толстые и жёсткие, больше напоминают диффузоры сабвуферов.
Корзины литые, в магнитных системах использованы крупные ферритовые кольца диаметром 118 мм. Диаметр звуковых катушек – 35 мм.
Верхние шайбы магнитопроводов – 6 мм. Судя по конструкции, в этих динамиках именно они определяют высоту магнитного зазора. Общая длина звуковой катушки не указана, но описание обещает линейный ход 4 мм. Предположу, что это значение one-way, уж больно «по-сабвуферному» спроектированы динамики.
Корзины пластиковые. Точнее, это полифениленсульфид – хороший прочный материал из разряда так называемых «суперконструкционных» термопластов. Его не ведёт при нагреве, и он не так хрупок на холоде, как некоторые другие пластики. Диаметр установочного отверстия под динамик – 62 мм, общий диаметр по ушкам получается 87 мм.
ИЗМЕРЕНИЯ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ
- Fs (собственная резонансная частота) – 46 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 13 л
- Qms (механическая добротность) – 3,12
- Qes (электрическая добротность) – 0, 40
- Qts (полная добротность) – 0,36
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 22 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,5 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 87,1 дБ
Измеренные параметры Kicx MD70.3:
- Fs (собственная резонансная частота) – 125 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 0,5 л
- Qms (механическая добротность) – 4,57
- Qes (электрическая добротность) – 0, 69
- Qts (полная добротность) – 0,59
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 1,8 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 2,6 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,5 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 83,5 дБ
Анализ работы Kicx W165.5
Описание позиционирует эти динамики как для 3-полосных, так и для 2-полосных систем. Хотя, если уж откровенно, для двухполосок они подходят с натягом – с тяжёлыми подвижными системами справится не всякий усилитель. Больше того, Kicx 165.5 вообще похожи на мини-сабвуферы – низкая резонансная частота и сильнейший мотор.
Подготовить для таких динамиков двери – это нужно постараться, тут одной лишь «виброй» не обойтись. Как минимум, нужно делать рёбра жёсткости из металлического профиля. Впрочем, двери для этих динамиков – даже не самый оптимальный вариант установки. При работе на большой объём (а двери для этих динамиков – большой объём) с такой добротностью неизбежно получается спад отдачи на НЧ, что и подтвердили измерения АЧХ. В трёхполоске с низкой частотой раздела между НЧ и СЧ звеньями это не проблема, а вот в двухполоске может получиться так называемый эффект lack of bass – бас есть, но его как бы мало (разумеется, если это бас от динамиков, а не гудение дверных панелей).
В корпусах же динамики раскрываются по полной программе. Причём, лучше всего для них даже не ЗЯ, а ФИ. В семи литрах чистого объёма с портом на 55 Гц (труба диаметром 5 см и длиной 28 см) получается компенсация спада на НЧ, и мидбасовое звено будет легко согласовать с любым сабвуфером вплоть даже до 15-дюймовых «жиробасов»:
В целом динамики ведут себя очень предсказуемо. На верхнем краю рабочего диапазона обошлось без выбросов АЧХ – честно доигрывают до 3 кГц, и потом начинается естественный спад. Из относительно заметных артефактов – лишь небольшой провал в области 1,5 кГц, который логично сопровождается скачком фазы. С большой вероятностью это следствие какого-то «гуляющего» по диффузору механического напряжения. Откровенной ломки диффузора не происходит, но к появлению этого маленького косячка оно всё же привело.
Анализ работы Kicx MD70.3
Честно говоря, поначалу ожидал, что динамики будут попроще. На деле же «серединки» оказались – просто огонь. При особом желании их можно смело пускать даже в широкую полосу.
Единственное, к чему можно придраться – небольшой горбик АЧХ (и, соответственно, акустической фазы) в области 2 кГц. Но он него легко избавиться эквалайзером, чуть прибрав уровень в одной единственной полосе, и тогда получается вообще красота.
По гармоническим искажениям динамик особых поводов для придирок не даёт. Искажения достаточно низкие.
В целом довольно удачная «серединка» получилась. Наверху работает уверенно чуть ли не в широкую полосу, даёт большую свободу в настройке стыка с ВЧ звеном. Внизу можно смело резать хоть от 300-350 Гц (ниже нет смысла для такого размера). Ставить можно хоть free-air, хоть в закрытый объём, начиная от 250-300 мл.
Анализ работы твитеров Kicx SC-40 и Kicx T-26
В принципе, тут без особых замечаний. Нормальные шелковые твитеры, предсказуемые в настройке.
Как и любых шёлковых куполов, есть небольшие изгибные колебания, но в целом АЧХ и фаза остаются в рамках нормы.
В обоих случаях твитеры лучше не отпускать работать слишком низко – ФВЧ лучше настраивать не ниже 5-6 кГц (для определённости – 12 дБ/октава).
Я бы сказал, оба твитера сопоставимы между собой по уровню. Нормальные шёлковые высокочастотники. Звучание довольно сильно зависит от настройки, поэтому от прямого сравнения между собой воздержусь. Впрочем, если речь именно об SQ-системах, то на слух Kicx T-26 показались всё же поинтереснее в плане микродинамики звучания.
ВЫВОДЫ
Довольно интересный комплект динамиков получился. При цене около 12000 за три полосы, можно считать, вообще подарок. Правда, как всегда, есть свои особенности, которые нужно учитывать при планировании системы.
Во-первых, динамики лучше всего собираются именно в трёхполосную систему. Двухполоску тоже можно собрать, но чтобы «подтянуть» НЧ/СЧ звено к твитерам, придётся постараться. Формально ровной АЧХ добиться будет несложно, но из-за тяжеловесности Kicx W165.5 среднечастотный диапазон на слух будет ощущаться как «проваленный». Хотя, многим нравится именно такая звуковая подача, недаром же DLS R6A LE в своё время были столь популярны. А ведь у них именно такой характер – мощный бас и «сглаженная» микродинамика на СЧ.
Во-вторых, мидбасовые динамики просятся в корпуса. В таком оформлении их можно заставить работать чуть ли не как мини-сабвуферы. Благо, больших объёмов для этого не понадобится. Правда, при любом раскладе усилитель на мидбасовое звено должен быть с хорошим контролем и достаточно мощным. Я бы рассматривал модели, выдающие на 4-омную нагрузку не меньше 150 Вт на канал.
Теперь среднечастотники. Вот эти хороши уже безо всяких дополнительных условий, очень удачные. Умеют работать от 350-400 Гц и чуть ли не до самого верха аки широкополосники. При этом ведут себя предсказуемо и требуют минимальной эквализации, разве что «пупок» в области 2 кГц прибрать. При стыковке с твитерами дают почти неограниченную свободу настройки.
Ну и, наконец, твитеры. Без аудиофильских закидонов (найти в эту цену что-то супер-пупер вообще сложно), но всё же с некоторым «закосом» в SQ. В бюджетную трёшку вполне приличный вариант. Очень предсказуемы в настройке. Обе модели имеют классический «шёлковый» характер звука. Модель SC-40 логично рассматривать в качестве замены штатных «пищей», а модель T-26 просится в более серьёзные системы. Как вариант, в пару к тем же среднечастотниккам MD-70.3.
- Доступный комплект для трёхполоски – большая редкость
- Мидбасовые динамики умеют забираться в «сабвуферный» диапазон
- Удачные СЧ динамики, способные работать как широкополосное СЧ/ВЧ звено
- СЧ динамики могут работать как в объёмах, так и free-air
- Мидбасовым динамикам рекомендуется установка в корпуса